вторник, 23 февраля 2016 г.

Роль примера родителей в нравственном воспитании

Нравственное воспитание человека – процесс постепенный, длительный. Формирование нравственности начинается с раннего детства. Ребенок младшего дошкольного возраста может усвоить и выполнять наиболее простые, доступные его пониманию нравственные требования: доброжелательно относиться к окружающим людям, приучаться в меру своих возможностей к самостоятельности в быту, в игре и т.д. Поскольку у детей среднего и старшего дошкольного возраста начинает уже складываться общественное мнение, педагоги и родители должны  использовать это для воспитания более сложных чувств и отношений: любви к Родине, к родному городу, селу, краю.
Постепенно в процессе общения со взрослыми под руководством родителей ребенок начинает понимать, какой поступок можно назвать хорошим, а какой – плохим. Родители должны стремиться воспитывать у детей желание подражать хорошему и отрицательно относиться к плохому. Поощряя положительные и порицая дурные поступки окружающих, взрослые тем самым помогают ребенку осознать их и приобретенный опыт использовать в своем поведении: «Какая умница, Галя, - хвалит дочку отец, - Первую с праздником поздравила бабушку, ведь она у нас самая старая!». Некоторые родители, ослепленные любовью, иногда не замечают или не считают нужным замечать непозволительность поступков ребенка. «Ну подвинься, ты мне мешаешь», - раздражительно говорит мальчик отцу и начинает толкать его. Отец пытается остановить сына, но присутствующая при этом мама, вместо того, чтобы сделать замечание сыну, защищает его и осуждает отца: «Вечно ты со своими нравоучениями, не даешь ребенку поиграть спокойно. Что он такое сделал?».
Уважение ко всем членам семьи, и особенно к старшим, для детей должно быть законом. Родителям нужно помнить, что нельзя даже в шутку позволять детям делать старшим замечания, вмешиваться в разговор. Взрослые должны научить ребенка согласовывать свои желания и действия с интересами других людей. Например, спит бабушка, занимается старший брат, ребенок должен оставить на время любимую машину и постараться не шуметь.
Дети, усвоившие это правило, ведут себя спокойно, реже капризничают, приятны в общении. Они легче входят в любой новый коллектив, находят правильный тон во взаимоотношениях с окружающими, умеют считаться с общественным мнением, доброжелательно относятся к товарищам, стремятся прийти на помощь, оказать услугу. Глубоко ошибаются родители, которые считают, что пока ребенок маленький ему можно все позволить: говорить «дай» любому незнакомому человеку, занимать самое лучшее место, хватать всегда самый лучший кусок, самое большое яблоко. Детей, привыкших к тому, что им все дозволено, трудно перевоспитывать, приобщать к нормам нравственного поведения.
Понятия «можно»! и «нельзя» должны быть твердо усвоены детьми. Если ребенку младшего дошкольного возраста можно не всегда объяснять причину запрещения, то детям 6 – 7 лет, которым более доступна аргументация этих понятий, в ряде случаев следует объяснять мотивы предъявляемых требований, например, почему ему нельзя брать еду немытыми руками, мешать сестре делать уроки и т.д.
Беседуя с родителями о запрещениях, надо обязательно сделать оговорку: злоупотребление разного рода запрещениями может стать причиной непослушания детей. Дети, родители которых чрезмерно пользуются правом запрета, постепенно привыкают к возможности не слушаться, пропускать требования родителей «мимо ушей». Приемы и методы воспитания различны. Выбор зависит от возраста, индивидуальных особенностей ребенка, от состояния здоровья и ситуации. Поощрение хорошего поступка всегда положительно действует на поведение ребенка. Если ребенок поступил правильно, пусть родители не боятся похвалить его. «Когда мы шли сегодня из детского сада, - рассказывает мама в присутствии дочери отцу, - мне так понравилось, что Верочка у нас не жадная, она дала подружке нести свою новую куклу». У ребенка появляется желание и в дальнейшем поступать хорошо. Правда не всегда целесообразно выражать поощрения прямо. Есть очень много оттенков поощрения. Иногда незначительный кивок, улыбка, одобряющий жест очень много значат  для детей. Часто родители жалуются, что, несмотря ни на какие доводы, дети все – таки не слушаются. Как бы? Как показывать? И показывать ли его вообще?
Безусловно, в тех случаях, когда это необходимо, показывать можно и нужно. Но важно и помнить, что чаще всего наказанием не достигается основная цель педагогического воздействия – осознание ребенком своего поступка, раскаяние в сделанном. Следует исходить из того, что дети не рождаются упрямыми и своевольными, а становятся такими в процессе неправильного воспитания. Если наказание несправедливо, оно обычно только озлобляет, оскорбляет ребенка или пугает его. Поэтому не следует прибегать к наказанию сгоряча, не обдумав его последствий, и не поняв причин поступка.
Ребенок ненавидит того, кто бьет, хотя и бессилен в данный момент выразить свои чувства. Но пройдет время и жестокость отца или матери обернется против них самих. Нужно обратить внимание родителей на то, что жестоко обращаясь с ребенком, они вырастят из него человека озлобленного, черствого, труса и подхалима, т.е. человека, нравственный облик которого несовместим с моралью современного общества. Поведение ребенка всегда будет ровным, если требования родителей не меняются в зависимости от обстановки или окружения.
Культура поведения ребенка формируется в деятельности. Культурные навыки игровой, трудовой деятельности помогают ребенку включаться в учебный процесс. Уметь приготовить и убрать свое рабочее место, содержать в порядке учебные пособия, игрушки, аккуратно пользоваться ими, уметь спланировать предстоящую деятельность, занимаясь, не мешать другим – вот те культурные навыки, на формирование которых воспитатель должен сосредоточить внимание родителей.
Мир ребенка – это его дом, семья, двор, улица, куда он ходит гулять, все то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Родители должны помочь ребенку научиться видеть и понимать красоту и величие родного края, это даст ему возможность ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к Родине.


Комментариев нет:

Отправить комментарий