Игрушка в жизни ребёнка
Игра,
как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и
обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой
деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного
эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с
которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна
тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.
Игра и
игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра,
иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей
участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями,
родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все
они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим
требованиям.
В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей
тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель,
посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда
(молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки,
имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные,
музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили,
тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства
способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в
пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками,
хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки,
соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе
требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с
задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его
стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется
совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные
закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность
увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки,
телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у
ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки
вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры,
задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла
проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.
Дети
четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но
их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом
возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической
педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки,
халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной
профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу,
бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник,
шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и
медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны
быть свои «мамы» и «папы».
Правильное
руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно
ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.
Однако
никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные
игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть
одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя
один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после
игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра
в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции.
Многие
дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие
предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки –
смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий
уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые
понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного,
бросового материала.
Игра
развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает
первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его
воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования
инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья,
приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры
ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.
Здравствуйте! Елена Николаевна, очень полезная статья! В последнее время появляется все больше и больше игрушек, провацирующих детей на проявление негативных эмоций, агрессии, злобы и безразличия. Ваши советы помогут родителям сделать правильные выводы и подобрать "правильные" игрушки для своих детей.
ОтветитьУдалить