Страхи у детей
Большинство детей чего-то боится, для
взрослых людей страх – тоже не самый редкий гость. Стресс, вызываемый страхом и
тревогой, переживается очень тяжело и ребенком, и взрослым. Попробуем разделить
понятия страха и тревоги, так как и подходы к их определению различны.
Страх – это реакция на вполне
определенные впечатления и ситуации, например, ребенок может бояться собак,
грома, наказания. Страх – эмоция , которая может возникнуть в период
новорожденности. В возрасте после 5 месяцев у детей часто возникает страх при
встрече с незнакомыми людьми, при виде необычных предметов, при необычной
ситуации. В 2 – 3 года дети обычно боятся животных. После 3 лет многие дети
боятся темноты.
Ц.П. Короленко и Г.Т. Фролова отмечают, что
появление страха темноты совпадает по времени с развитием сферы воображения
ребенка. У многих взрослых, кстати, также отмечается усиление игры воображения
в темноте.
Дети, не отделяя вымысел от реальности,
иногда начинают бояться персонажей из сказок, особенно Змея-Горыныча, Бабы-Яги,
Кощея бессмертного.
Причин для страха и тревоги существует
множество – маленький ребенок может тревожится о том, что родители его бросят
или перестанут любить. Часто возникающий страх физического наказания – еще один
источник тревоги. Ребенок не в состоянии оценить, как далеко родитель может
зайти в наказании, и верит, что его могут отдать или оторвать ему голову.
Иногда тревога возникает в результате осознания собственных чувств, выходящих
за рамки дозволенного: гнева, ревности, желания избавиться от кого-либо и др.
страхи могут быть связаны с фантазиями и сновидениями, причиной чему часто
служат конфликты, с которыми в данный момент сталкивается человек, отражающие противоречивое
положение зависимости и стремления к автономии.
В современном мире существует множество
источников страха, тревоги и стресса, иные из них неизбежны и даже играют
положительную роль в социализации ребенка, в становлении характера, выступают в
некотором роде тренажером. Другие более серьезны: это внутренние источники напряжения,
такие как болезнь и боль, или хронические стрессы, вызванные неблагоприятной
социальной средой – бедностью, скандалами и пьянством родителей, конфликтными
ситуациями , небезопасной обстановкой в городе, катастрофами, авариями и т. д.
И если просто наличие страха адаптирует
и мобилизует ребенка, то чрезмерно
высокий уровень страхов и тревоги может быть причиной отклоняющегося поведения,
нарушить нормальный ход развития ребенка.
Каким образом можно определить, что
ребенок слишком тревожен, что его мучают страхи? Понаблюдайте за ребенком. Если
он не любит оставаться один дома, проходить через темную комнату, если просит,
чтобы оставили включенным свет в спальне, когда он засыпает, то, вероятно, он
испытывает страхи. Тревожные дети часто болеют, плохо спят, грызут ногти или
ручки, теребят воротнички рубашки, страдают энурезом, отвечают педагогу хуже,
чем знают материал, боятся что-то не выполнить или забыть. Для них является
серьезной проблемой ответить на дразнилку или дать сдачи. Иногда они проявляют
признаки регрессивного поведения. Им сложно жить, и жизнь им кажется трудной.
Когда страхи невелики, детей следует
мягко и сочувственно побуждать к признанию и преодолению страхов. Лучший способ
помочь детям совладать с тревогой и стрессом – снизить напряжение, с которым
они должны справляться, упростить им жизнь за счет точного соблюдения режима,
четкой формулировки того, что от них ожидают, снизить количество родительских
ссор, которые ребенок видит, и сцен насилия, демонстрируемых по телевидению,
защитить от хулиганов. Чтобы помочь своему ребенку, любящий родитель должен
научиться распознавать и интерпретировать стрессовые реакции ребенка, не
усугубляя его положение агрессивной, угрожающей или тревожно-напряженной
реакцией. Не стоит ругать ребенка, за то, что он не достаточно хорошо сделал.
Негодование родителя только усилит уверенность ребенка в том, что он плохой и
нечего не может.
Чтобы изменить ситуацию, надо
обеспечить ребенку дома теплое и надежное пристанище, чтобы вернуть ему
уверенность в себе и в любви родителей. Постарайтесь дать ребенку возможность
рассказать о том, что он чувствует, так как с разделенной бедой справится
легче. Поддержите ребенка, не делайте замечаний типа «Ну кто же так делает?» - такие
высказывания отбивают желание что-либо рассказывать. Не препятствуйте регрессивному или не
соответствующему возрасту поведению; когда ребенок сможет справиться с
ситуацией, поведение изменится и придет в соответствие с нормой.
Предоставьте ребенку пример
положительного решения проблем: помогите ему понять смысл событий или
обстоятельств, дайте все необходимые объяснения, расскажите о подобных
ситуациях в вашей детской и взрослой жизни, о том, как вы боялись, а потом
справились. Верьте в то, что ваш ребенок
справится с проблемами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий