среда, 16 января 2019 г.

Игрушка в жизни ребенка


Игра – важнейшая форма организации детской жизни. К сожалению это понимают еще не все взрослые. Не всегда они умеют правильно «оснастить» игру ребенка игрушками, не играют вместе с ними, не учат его правильным действиям с новыми игрушками, считая игру сугубо самостоятельной детской деятельностью: ребенку нужны игрушки – пусть играет. Просьбу малыша купить ему какую – то определенную игрушку они рассматривают как каприз, полагая, что родителям виднее, что следует приобрести. Но это неправильно. Нельзя пускать игру ребенка на самотек, нужно формировать ее умелым личным участием, а при подборе игрушек нужно обязательно учитывать интересы ребенка, его замыслы. Новые игрушки приобретаются с целью расширить тематику игр, обогатить их содержание с целью дальнейшего развития ребенка в игре – для любимой куклы можно купить новую одежду, коляску, автомобиль, к набору строительных материалов постепенно прикупить фигурки людей, затем животных.
Путь игрушки к ребенку начинается с магазина. Попробуйте понаблюдать в магазине, как родители выбирают игрушки. Одни делают это неторопливо, рассматривая витрины, спрашивая у продавца, рассматривая детали, читая правила игры, и только после этого решают брать или не брать игру.
Это значит, что они заранее знают, какая игрушка требуется их ребенку. Иногда родители, придя в магазин, расходятся во мнениях, какую купить игрушку. А если с ними приходит ребенок, положение еще больше осложняется.
- Мама, купи мне вон ту кошку! – просит девочка.
- Ну что ты с ней будешь делать? Лучше я куплю тебе ведро или лейку. – решает мама – Будешь цветочки поливать.
Спор зачастую кончается слезами и шлепками. Кто же прав – мать или дочь?
Как должны поступать родители: следовать желаниям ребенка или самим определять, какие игрушки нужны прежде всего? Нет общего правила, каждый раз нужно думать именно о данном случае, о данном ребенке, о его конкретных желаниях. Какую же игрушку нужно купить ребенку? Точный ответ на этот вопрос не смог бы дать ни один педагог. Он прежде всего спросит: какому ребенку?
Дети отличаются друг от друга не только возрастом, но и развитием: у одного круг наблюдений ограничен комнатой, двором, у другого масса впечатлений от экскурсий, прочитанных ему книг. Как и у книги, у игрушки есть свой адресат. Поэтому, первое, что поможет правильно выбрать игрушку – это понимание того, что интересует ребенка, в чем он ушел вперед и в чем отстал от сверстников. Ведь часто интерес ребенка к игрушке зависит не только  от силы привычки, он может возникнуть и на основе впечатлений, на основе тех знаний, которые уже есть у него. И напротив, игрушки могут стать источником новых знаний и интересов, помогут сформировать положительные нравственные качества, которые еще не сложились в детском характере.
Для развития игры очень важно, какие впечатления получает ребенок от окружающей жизни, как помогают ему родители разобраться в них, как объясняют непонятное, что рассказывают в связи с виденным, как отвечают на вопросы, возникающие у ребенка постоянно. Большая часть игрушек – это так называемые образные игрушки. Среди образных игрушек главная – кукла. Она призвана выполнять в играх детей функции человека.
Малышу двух с половиной или трех лет лучше купить только одну куклу, желательно тоже не старше трех лет. Он станет постоянно заботится о ней, как заботятся о нем самом его родители.
Для игр с куклой малышу понадобятся некоторые самые простые предметы одежды, посуда из пластмассы, кроватка, коляска или саночки и обязательно куски ткани, чтобы пеленать куклу.
Сколько же игрушек нужно ребенку? Завести для своего ребенка столько игрушек, сколько их в детском саду? Каждому понятно, что это невозможно. Да и не нужно. В доме не должно быть ни одной игрушки не нужной ребенку. И, если есть такие, к которым он никогда не прикасается, родители должны их убрать на время.
Любая игрушка, убранная на время, когда ребенок перестал с ней играть, может снова вызвать у него интерес, если через некоторое время взрослые достанут ее и покажут новые способы ее использования.
Не следует покупать слишком много игрушек, ребенок просто с ними не справится, однако, слишком малое количество игрушек не дает ему возможность развернуть интересную игру. Когда ребенок овладевает ходьбой, ему нужны каталки с яркими движущимися деталями.
Нужны в этом возрасте и мягкие игрушки, играя с которыми, ребенок будет воспроизводить некоторые несложные действия взрослых: кормить мишку, котенка или зайца, укладывать их спать, водить гулять. Две – три резиновые игрушки (девочка, собака, птица и другие) расширяют возможности первой игры. Малышу понадобятся еще и кубики, в тележке он будет перевозить их, громоздить друг на друга, начнет свою строительную игру. К полутора годам хорошо приобрести для ребенка разбирающуюся игрушку – деревянную матрешку или бочонок. Научить собирать и разбирать игрушку. Последовательно надевать кольца на палочку (стержень).
Чтобы малыш научился бегать, не боясь упасть, ему нужно купить мяч. Затем игра с мячом будет усложняться, малыш будет подбрасывать мяч, ударять им о пол, бросать в стену, ловить.
Двухлетнему ребенку следует приобрести и большой деревянный автомобиль для перевозки кукол и других игрушек. Несколько разных предметов столовой или чайной посуды, соответствующей по возрасту настольную игру.
Интересной игрушкой будет верховой конь на колесах или качалка. Теперь ребенок чаще играет на воздухе, поэтому ему нужны песочные формочки с совком, лопатка, ведерко. Эти игрушки можно купить комплектом. Нужен легковой и грузовой автомобиль из металла. В этом возрасте ребенок с удовольствием играет и с заводными игрушками – клюющей курочкой, скачущей лягушкой.
В каждом доме, где есть ребенок, ему должно быть выделено определенное место для игр и занятий, для хранения игрушек. Лучше, чтобы это было солнечное светлое место комнаты. Прежде всего в нем необходимо поставить стол и стул, соответствующие росту ребенка.
Над столом можно повесить одну – две полки или навесной шкафчик, откуда малышу удобно доставать нужную ему игрушку, вещь. Очень вредно, если ноги ребенка во время сиденья за столом висят в воздухе или подогнуты под стул. От такой посадки ребенок начинает горбиться. Вместо шкафа можно поставить рядом со столом просто ящик для игрушек, но обязательно разделенный на несколько отделений. Пусть ребенок знает, где лежит каждая игрушка или настольная игра.
Механические игрушки нужно поместить отдельно, особенно от настольных игр и книг. Образные игрушки можно держать в привычном порядке где – нибудь на полу. Здесь же расставить игрушечную мебель. Взрослые должны время от времени проверять все ли в порядке, но именно в том порядке, который нужен для игры ребенка. Постепенно поощряемый взрослым ребенок привыкает сам следить за игрушками.

Иногда следует проверять, все ли игрушки требуются для игр ребенка. Может быть некоторые можно спрятать на время, освободив место для нужных, любимых, новых.

Комментариев нет:

Отправить комментарий