Важным условием воспитания является
авторитет - влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных
достоинствах, воспитывающее уважение к родителям и, в конечном счете, - к взрослым
людям вообще. Анализируя опыт семейного воспитания, можно прийти к выводу:
далеко не все родители понимают значение собственного авторитета в воспитании
детей. Существует много ложных оснований для авторитета.
Авторитет родителей - важная составляющая
успешности воспитания детей в семье. Приобретение истинного авторитета в глазах
собственного ребенка - кропотливый труд отца и матери. Авторитетность родителей
в глазах ребенка - это, прежде всего, желание ребенка говорить родителям
правду, какой бы горькой она не была. Так будут поступать дети в том случае,
если родители объяснят им, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно.
Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребенка, для них
важным является осознание ребенком степени тяжести совершенного проступка по
отношению к другим людям и самому себе.
Также стоит отметить, что авторитет не
приобретается автоматически с «приобретением» ребенка. Он нарабатывается годами
самоотверженного родительского труда, который сродни труду шахтера.
1.
Роль родительского авторитета и воспитания детей
родитель
авторитет ребенок пример
Воспитание детей - самая важная задача
родителей. Воспитывать ребенка правильно гораздо легче, чем перевоспитывать.
Хорошо воспитывать своего ребенка может каждый, если только он этого
действительно захочет.
Каждый отец и мать должны хорошо знать,
что они хотят воспитать в своем ребенке. Решающую роль в воспитании играет
поведение родителей. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда,
когда с ним разговариваете или приказываете ему. Как вы разговариваете с
другими людьми и о других людях, как радуетесь и печалитесь, как одеваетесь и
т.д. - все это имеет для ребенка большое значение. Родительский контроль за
каждым своим шагом, уважение к своей семье - вот первый и самый главный метод
воспитания. Истинная сущность воспитательной работы заключается в организации
вашей семьи, вашей личной и общественной жизни, в организации жизни ребенка.
Откуда же берется родительский авторитет?
Те родители, у которых дети не слушаются, склонны думать, что авторитет дается
от природы. Они глубоко ошибаются. Есть много примеров ложного авторитета.
Авторитет
подавления.
Если отец дома всегда рычит, всегда
сердит, при всяком удобном и не удобном случае хватается за палку или ремень,
на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием,
то это и есть авторитет подавления.
Авторитет
любви.
Многие родители убеждены: чтобы дети
слушались. Нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь необходимо
на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова,
бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно
избыточном количестве. Если ребенок не слушается, у него спрашивают: «Значит,
ты папу не любишь?», очень скоро дети замечают, что папу или маму можно как
угодно обмануть, только это надо делать с выражением нежных чувств. С малых лет
ребенок понимает, что к людям можно подыгрываться. Этот авторитет выращивает
неискренних и лживых эгоистов.
Авторитет
доброты.
В этом случае детское послушание, так же
организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями,
а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Очень скоро в этой семье дети
начинают просто командовать родителями. Родительское непротивление открывает
широкий простор для детских желаний, капризов, требований.
Авторитет
дружбы.
Если дружба достигнет крайних пределов,
воспитание прекращается или начинается противоположный процесс: дети начинают
воспитывать родителей.
Авторитет
подкупа.
Самый безнравственный вид авторитета,
когда послушание просто подкупается подарками и обещаниями. Можно премировать
за хорошую учебу, за выполнение действительно какой-нибудь трудной работы. Но и
в этом случае никогда нельзя заранее объявлять ставку и подстегивать детей в их
школьной или иной работе соблазнительными обещаниями.
Есть еще один вид родительского
авторитета, которому трудно дать название. В этом случае родители буквально
«заедают» детскую жизнь непонятными поучениями и назидательными разговорами.
Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая
мудрость.
В
чем же должен состоять настоящий авторитет родителей?
Главным основанием родительского
авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо,
их поведение. Семья есть большое и ответственное дело. Родители руководят этим
делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем, перед жизнью
детей. Если родители делают это честно, разумно, если перед ними поставлены
значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают полный отчет в своих
действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет, и
не нужно никаких оснований, и тем более не нужно придумывать ничего
искусственного.
В дисциплине нужно, прежде всего, следить
за тем, чтобы ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:
оно не должно отдаваться со злостью, с
криком, с раздражением, но оно недолжно быть похожим на упрашивание;
оно должно быть посильным для ребенка, не
требующим от него слишком сильного напряжения;
оно должно быть разумным, т.е. не должно
противоречить здравому смыслу;
оно не должно противоречить другому
важному распоряжению или распоряжению другого родителя.
Воспитание должно быть построено и на
труде. Научиться творческому труду - вот особая задача. Трудовое участие в
жизни семьи должно начинаться рано. Сначала в игре. Не надо применять в области
труда, какие либо поощрения и наказания. Трудовая задача и ее результаты должны
сами по себе доставлять ребенку такое удовлетворение, что бы он испытывал
радость. Важно добиться того, чтобы работа была выполнена.
2.
Принятие ребенком авторитета родителей
Авторитет - добровольно принимаемое
влияние какого-либо лица, основанное на признании его достоинств и преимуществ.
Выражается в способности носителя авторитета управлять мыслями и настроениями
других людей, руководить их поведением, не прибегая к принуждению.
Первыми авторитетными фигурами для любого
человека с самого раннего возраста выступают его родители. Это обусловлено,
во-первых, тем, что именно с ними связан первый опыт социального
взаимодействия, общения, и во-вторых, тем, что для ребенка родители выступают
носителями объективных преимуществ практически во всех областях
жизнедеятельности. Уже в возрасте трех лет появляется способность воспринимать
себя как отдельное существо, лишь частично зависимое от влияния окружающих. Так
происходит становление первых элементов самосознания, составляющее основное
психологическое содержание кризиса трех лет, В этом возрасте ребенок начинает
активно стремиться к самостоятельности, часто вопреки авторитету родителей. В
этой ситуации во избежание эмоциональной напряженности родителям целесообразно
пересмотреть свои позиции, частично уступив ребенку право на регуляцию его
поведения. Родительский авторитет при этом нисколько не страдает. Наоборот,
попытки отстаивать изжившие себя методы воспитательных воздействий приводят к
подрыву родительского авторитета. Тем не менее самостоятельность ребенка в
дошкольном возрасте еще очень ограничена, поэтому родители продолжают
оставаться для дошкольника самыми авторитетными фигурами.
С поступлением в школу ситуация меняется.
Школьный учитель в силу своей руководящей позиции приобретает даже больший
авторитет, чём родители. Это означает не утрату родителями своего. влияния на
ребенка, а его естественное подразделение между ведущими институтами
социализации - семьей и школой. Влияние родителей приобретает новое качество в
силу того, что ребенок сам начинает выделять авторитетные для себя фигуры в
различных сферах своей жизни. При нормально складывающихся взаимоотношениях в
семье родительское влияние остается чрезвычайно значимым вплоть до
подросткового возраста, когда возросшее самосознание ребенка побуждает его к
переоценке ранее авторитетных фигур. Авторитет родителей перестает быть
непререкаемым и не подлежащим сомнению. Чтобы не утратить влияние на подростка,
родителям необходимо учитывать происходящие с ним возрастные перемены и не
отстаивать свой авторитет в его прежней форме. Чем старше ребенок, тем выше его
способность к самостоятельным суждениям и оценкам. Родители могут сохранить
свой авторитет лишь в том случае, если его основой выступает не просто
родительская позиция, а объективные достоинства родителей, которые подросток способен
оценить.
3.
Авторитет и личный пример родителей
Под авторитетом следует понимать глубокое
уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их
требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На
авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он
не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом,
угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. С развитием
сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в
поведении детей.
Воспитательная сила личного примера
родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного
возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны
подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям.
Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением,
которое должно служить детям образцом для подражания. Положительное влияние
примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и
поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и
последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый
педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное
отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность
оказывать помощь.
Авторитет родителей во многом зависит и от
отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и
печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и
понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с
поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть
желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских
отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.
Педагогический такт родителей. Авторитет
родителей поддерживается их педагогическим тактом. Педагогический такт - это
хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти
наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные
воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и
индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он
предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных
мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к
достоинству личности ребенка. Такт родителей тесно связан с тактом детей- с
ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном
отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером
старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.
Заключение
Чем больше времени родители проведут со
своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых
родителей видеть взрослых детей в отцовском доме. Чем меньше родители будут
использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше
вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.
Чем чаще родители используют в воспитании собственных детей упреки и
напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того, что
любая немощь родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым
ребенком.
Чем раньше родители научатся проявлять
терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у
состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и
терпимости от взрослых детей. Хамство и грубость детства практически всегда
возвращаются неуютной обиженной старостью, очень грустной и очень тоскливой.
Как можно меньше злиться и ворчать друг на друга по поводу и без повода. Не
пытаться никого перевоспитать, особенно если человек не осознает необходимости
самосовершенствования. Не увлекаться критикой: маленькому и большому человеку
приятнее узнавать о себе как о хорошем человеке, чем как о плохом. Искренне
восхищаться достоинствами членов своей семьи, заранее демонстрируя и
предвосхищая их будущие, еще не проявившиеся возможности. Постоянно
демонстрировать внимание своим родным и близким людям. Только в таком случае
можно рассчитывать на ответное внимание.
Список использованной литературы
1.Н.В.
Бордовская, А.А. Реан - Педагогика, Москва, Минск - 2000
2.Н.В.
Михайловна, З.Г. Михайлович - Психология и педагогика, Новосибирская
государственная
академия экономики и управления, Москва - 1999.
.В.А.
Слестенин - Педагогика, Москва, «Школа - Пресс» - 2000.
4.И.Ф.
Исаев - Педагогика, Москва, «Школа - Пресс» - 2000.
.Е.Н.
Гиянов, А.И. Мищенко - Педагогика, Москва - 2000
Комментариев нет:
Отправить комментарий