Значение авторитета родителей в воспитании и его влияние на развитие личности ребенка.
Авторитет
- одно из важнейших условий семейного воспитания. Семья влияет на формирование
личности ребенка целенаправленным воздействием взрослых ее членов и всем их
образом жизни. Семейные отношения требуют взаимопонимания, ответственности,
умения организовать отношения на принципах равенства, товарищества, уважения.
Если родители – люди добрые, отзывчивые, заботливые, внимательные, живут
общественными интересами, семья сплочена
общими трудовыми обязанностями, такая семья положительно влияет на
воспитание детей. Если родители ведут праздный образ жизни, не хотят трудиться,
семья замкнута в своем узком мирке или каждый член семьи живет своею жизнью, в
такой семье царит черствый эгоизм. Воспитание в ней осложнено. Стиль семейных
отношений вырабатывается не просто. Каждая семья накапливает свой опыт
воспитания, цели, конкретное содержание и их реализацию. Таким образом, создает
свою культуру отношений, воспитания, общения. Родители понимают значение
авторитета в воспитании ребенка. Проявляя такт и терпение, друг к другу,
родители воспитывают уважение ребенка к каждому из родителей. Не всегда владея
культурой общения, родители критикуют друг друга в присутствии детей, друзей,
родственников. По данным социологов так чаще поступают жены пытаясь « улучшить своих мужей». Что приводит к
противоположному результату. Между супругами разрушается эмоциональная
близость, и контакт подрывается авторитет, что приводит к распаду семьи.
Формирование личности ребенка определяется всем образом жизни семьи.
А.С.Макаренко называл его «общим тоном семьи». Он действует на ребенка
независимо от отца и матери, а подчас даже вопреки им. Семейный тон создается
личностью родителей, их гражданским лицом: отношением к общественному труду,
политической сознательностью, а также и
к домашнему труду, направленному на удовлетворение потребностей всех членов
семьи. В семье, где уважительно и заботливо относятся ко всем членам
семьи, ребенок видит примеры доброго
отношения к людям. В такой семье ребенок живет в обстановке положительного
отношения к окружающим любви дружбы доверия взаимопонимания. В последнее время
стало неумение воспитывать уважение к старшим. Постоянно упражняя детей в
положительных поступках, воспитания уважительного отношения к окружающим, в том
числе к самим родителям, создается обстановка доверия и комфорта. Иногда
родители, поступив неправильно, не признаются в этом детям боясь «потерять свой
авторитет» и делают большую ошибку. В подростковом возрасте все поведение
родителей подвергается оценке, что не проходит бесследно. Анализируя семейное
воспитание, А. С. Макаренко вывел несколько видов ложного авторитета родителей:
Авторитет
любви.
Родители захваливают ребенка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают
от любых трудностей, постоянно тревожатся за его здоровье и.т.д. создает в
семье эгоиста, который ни с кем не считается, у него формируется иждивенческая
позиция.
Авторитет
доброты: ребенку все разрешается. Малыш живет в атмосфере всепрощенчества,
исполняются все его прихоти и капризы. В результате семья вырастит баловня,
предъявляющего непомерные претензии, требования, мало дающие обществу семье не
признающего запретов.
Дети
этих двух видов трудно входят в детский коллектив.
Авторитет
подавления: при нем складывается
авторитарный стиль внутрисемейных отношений исходящих главным образом от
отца, а если семья живет со своими родителями, такой тип часто исходит от
представителей старшего поколения. В таких семьях часто наказывают ребенка.
Естественно ребенок вырастет безвольный забитый
или деспот.
Авторитет
педантизма: в такой семье родители стремятся сохранять дистанцию между собой и
ребенком. Разговаривают с ним сухо, скучно,
по любому поводу нотации, назидания. В результате вырастает безвольный
безынициативный несамостоятельный человек с неуживчивым характером.
Авторитет
чванства: родители в такой семье кичатся своими достижениями. В таких семьях
гордятся не тем, что умеют, а тем, что имеют. В подобных семьях царит культ
денег и связей, перепутаны истинные и
ложные ценности. Дети в таких семьях
вырастают хвастунами, белоручками, расчетливыми дельцами и бездельниками.
Авторитет
подкупа: послушание и хорошее отношение к себе родители «покупают « у ребенка с
помощью подарков, бесконечных обещаний. В такой семье растет ребенок, который
никогда не станет делать что-то
невыгодное для себя. В семьях часто отсутствует единство требований.
Ребенок вынужден лавировать между отцом и матерью, приспосабливаться к каждому
из них. Встречаются семьи, в которых, оба родителя не обращают внимание на
воспитание ребенка. Когда они обнаруживают, что у ребенка не ладно с
поведением, то применяют разовые воздействия, сопровождающиеся шумом, криком,
слезами. У таких родителей нет постоянной линии воспитания, что создает в семье
обстановку бесконтрольности, распущенности, напряжения. Это порождает
отрицательные чувства к родителям, вызывает у детей ранний невроз. Пусть чтение
и анализ этой статьи поможет родителям установить вид семейного воспитания,
характер авторитета родителей и в соответствии с этим строить свои отношения с
детьми в семье.
Комментариев нет:
Отправить комментарий