вторник, 6 февраля 2018 г.

ПРАВА РЕБЕНКА



Основные понятия: Конвенция о правах ребенка, права ребенка.

Не только в прошлом, но и в наше время, когда отдельные государства отличаются чрезвычайно высоким уровнем жизни, когда наука обеспечила большие достижения в сфере производства продуктов питания и других товаров, когда наиболее развитые страны маниакально тратят сотни миллиардов на военные нужды и предметы роскоши, миллионы детей угасают, деградируют без самого необходимого хотя бы только для физического существования.
В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла чрезвычайно остро.
В последние годы растет детская преступность, увеличивается количество детей, лишенных родительской опеки, умственно неполноценных детей. По уровню детской смертности СССР занимал в 1990 г. 40-е место в мире. Увеличивается число детей-беженцев из новых независимых государств. Далеко не решены проблемы детей, облученных в результате Чернобыльской катастрофы. В некоторых районах из-за непродуманной экономической политики сложилось катастрофическое положение с детским питанием. Экономический кризис прежде всего губит детство. В других странах мира дети тоже не всегда благоденствуют, о чем имеется удручающая статистика.
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей. Однако мы помним, что декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения.
Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. Кроме того, после 1959 г. появился ряд важнейших международных документов о правах человека, само представление о правах детей стало глубже.
И вот в Международный год ребенка (1979 г.) Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Сложная работа продолжалась 10 лет. Наконец 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована нашей страной.
Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир. Ее нормы будут служить ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, мобилизовать для этого необходимые ресурсы.
    Каждый ребенок должен познакомиться с содержанием Конвенции о правах ребенка (ребенком ООН считает человеческое существо от рождения до 18 лет). А чтобы сориентироваться в большом количестве ее норм, объединим их в отдельные группы по общности содержания:
I группа прав - базисные, основные: на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др.;

II группа прав обеспечивает семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях, государство ,- помогать детям, оставшимся без родителей, и т. д.);

III группа прав обеспечивает свободное развитие личности ребенка (права свободно выражать свое мнение, объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии);

IV группа прав обеспечивает здоровье детей (право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и т. д.);

V группа прав способствует образованию детей и их культурному развитию (право на бесплатное образование, на пользование культурой и т. п.);

VI группа прав призвана защитить ребенка от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и др.

Некоторые положения Конвенции непривычны, новы для обыденного сознания, достойны специального обсуждения. Например, в ней впервые столь определенно зафиксировано право каждого ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, его затрагивающим. Воспринятое буквально, оно может побудить некоторых школьников к обыкновенной недисциплинированности, особенно если мал опыт цивилизованного, демократического взаимоотношения с педагогами. Корректно реализовать это право поможет ясное представление об одной из уже известных обязанностей цивилизованного претворения права в жизнь: права одного человека кончаются там, где начинаются права другого человека.