Происхождение этой
особенности, как и большинства других внутренних психологических проблем
человека, уходит своими корнями в детство. Застенчивость появляется у многих
детей уже в 3 - 4-летнем возрасте и сохраняется на протяжении всего дошкольного
детства.
Застенчивый ребенок — это такой ребенок, который, с
одной стороны доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с
ними, а с другой — не решается проявлять себя и свои коммуникативные
потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии.
Причина таких нарушений кроется в особом характере отношения застенчивого
ребенка к самому себе. С одной стороны, ребенок имеет высокую общую самооценку,
считает себя самым лучшим, а с другой — сомневается в положительном отношении к
себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с ними застенчивость
проявляется ярче всего. Неуверенность застенчивого ребенка в своей ценности для
других людей блокирует складывающуюся у него мотивационную сферу, не позволяет
ему в полной мере удовлетворять имеющиеся потребности в совместной деятельности
и в полноценном общении.
Отношение к себе у
застенчивых детей характеризуется высокой степенью фиксированности на своей
личности в любых видах взаимодействия и на оценке себя. Все, что он делает,
постоянно оценивается глазами других, которые, с его точки зрения, подвергают
сомнению ценность его личности. Повышенная тревога о своем Я часто заслоняет
содержание совместной деятельности и общения. Мотивы признания и уважения
всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, и
деловые, что препятствует реализации своих способностей и адекватному общению с
другими. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен для
ребенка, его тревога уходит в тень, а в общении с посторонними она опять
выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые
проявляются в «уходе в себя», а иногда в принятии «маски равнодушия».
Мучительное переживание своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему
возможности проявить подчас весьма хорошие способности, выразить свои
переживания. Но в ситуациях, когда ребенок перестает ждать оценки окружающих,
он становится таким, же открытым и общительным, как и его незастенчивые
ровесники.
Раскрепощающие игры для преодоления детской
застенчивости:
1.«Угадай эмоцию»
Тут чуть ли не важнее всего правильно
замотивировать необходимость игры. Дело в том, что дети, о которых идет речь,
обычно стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно кривляться на людях. А
данное упражнение будет восприниматься ими как кривлянье. Поэтому вы должны
взять на себя активную роль и подавать ребенку пример. Кроме того, поскольку
застенчивые дети обычно рады побыть в роли артистов (конечно, когда убеждаются,
что у них это выходит), вы можете представить мимические, пантомимические и
проч. упражнения как полезную актерскую тренировку. Сперва играйте вдвоем.
Затем, когда он уже будет без труда справляться с заданиями, вовлекайте в игру
его приятелей. Правила игры очень просты: ведущий показывает мимикой
какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто
сделает это первым, получает очко. Начните с легко угадываемых эмоций:
удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже
карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки
эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость). Детям постарше можно
давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть экспромтом маленькую
сценку (либо в куклах, либо «в живом плане») с соответствующим сюжетом.
2. «Живая иллюстрация»
Если игроков несколько (а, повторяю, ваша цель
постепенно выводить застенчивого ребенка из замкнутого мирка семьи), то можно
ввести элемент соревновательности. Пусть ведущий оценивает выступления и
награждает победителей. Но, естественно, взрослый не должен забывать об
основной цели игры и поощрять застенчивого ребенка даже, если он окажется не на
высоте. Ваша задача в данном случае — психокоррекция, а не установление
справедливости.
«Колдун»
Колдун заколдовывает одного из участников игры так, что он теряет способность
говорить. На все вопросы ребенок отведает жестами. С помощью задаваемых
вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Другие
дети должны пересказать то, что «заколдованный» показывает.
3. «Расскажи стихи руками»
4.«Сказка»
5. «Какой я есть, каким я хотел быть»
6.«Изобрази животное»
7.«Где мы были мы не скажем, а что делали –
покажем»
8.«Пантомимические сценки»
- Мальчик катается на коньках. Падает. Хочет
заплакать, но сдерживается, вспомнив о том, что мальчику следует быть
мужественным, и даже улыбается. Хотя и с трудом.
- Ребенок замечает на тарелке фрукт. Осторожно
оглядывается: не видит ли его мама, а то она будет сердиться, ведь мама
разрешает ему есть фрукты только после обеда. Он сует кусочек фрукта в рот и
кривится - оказывается, на тарелке лежал лимон. (Сыграйте маму, а затем
поменяйтесь ролями с ребенком. Чем больше ролей переиграет застенчивый малыш,
тем лучше).
- Драчун замахивается на другого ребенка. Тот сначала
пугается, хочет убежать, но потом собирается с духом и дает ему сдачи. Драчун
плачет.
- Ребенок выходит во двор и видит играющих детей.
Сначала он не решается подойти к ним, но потом все-таки подходит и знакомится
(без слов, только жестами).
- Девочка гуляет по лесу, собирает грибы, разглядывает
деревья, восхищается красивыми цветами. Потом чуть не наступает в муравейник.
Стряхивает ползающих по ноге муравьев. Ой! Муравей укусил ее. Больно! (Можно
предложить ребенку самому продолжить эту историю).
9.«Разговор с глухой бабушкой»
Ребенок разговаривает с глухой бабушкой. Она
говорит, а он объясняется с ней жестами, потому что бабушка ничего не слышит.
Естественно, игра с детьми школьного возраста должна больше усложняться и
окрашиваться юмором. Например, четырехлетнему малышу достаточно просто
показать, где лежат бабушкины очки, а третьеклассник уже способен изобразить
жестами и сами очки и то, что они сломались, так как кто-то по неосторожности
на них сел. В этой игре, как и в предыдущей, вариантов может быть великое
множество. Все зависит от вашей коллективной фантазии.
Чтобы помочь вам настроиться на нужную волну, привожу
небольшой фрагмент такой игры:
Бабушка открывает внуку дверь.
Бабушка: Ты где пропадал, озорник?
Внук жестами показывает, что он играл в футбол.
Бабушка: ну и как настроение?
Внук поднимает большой палец кверху - дескать,
отлично.
Бабушка: А почему ты хромаешь?
Внук машет рукой: дескать, пустяки, не обращай
внимания.
Бабушка: нет, все-таки... Ты что, упал?
Внук показывает без слов, как он ловил мяч и упал,
расшибив коленку. Ему было больно, но он не подавал виду.
Самый простой прием для создания комических ситуаций -
это если внук о чем-то просит бабушку жестами, а она понимает его неправильно и
делает не то. Здесь, разумеется, очень многое зависит от находчивости и
артистизма взрослого. Помните: чем больше будет в игре юмора, тем скорее ваш
ребенок расслабится и раскрепостится.
10.«Через стекло»
11.«Различная походка»
- малыш, который недавно встал на ножки и делает свои
первые шаги,
- глубокий старик,
- пьяный, лев,
- горилла,
- артист на сцене.
1.«Озорной двойник»
С детьми 6-7 лет можно, во-первых, увеличить
количество неповторяемых жестов, а во-вторых, индивидуализировать их. Каждый
ребенок должен будет сделать что-то свое. То есть, перед ним будет стоять цель
не поддаться не только внушению ведущего, но и влиянию остальных игроков. А это
не так-то просто, учитывая, что истинно застенчивые дети очень внушаемы.
2.«Отражение в зеркале»
повторяй жесты ведущего - и все тут. Но только
изображай его двойника в зеркале. Кто ошибется — выбывает из игры. Однако,
несмотря на кажущуюся простоту этой игры, победить в ней нелегко. Дети
наверняка будут путаться при необходимости, скажем, наклониться влево, когда
ведущий нагибается вправо. Поэтому задания нужно усложнять постепенно. Сначала
соотношение жестов, которые копируются полностью и движений, которые требуют
мысленной корректировки, должно быть примерно 7:1. Например: присели,
выпрямились, подпрыгнули, наклонились вперед, выпрямились, привстали на
цыпочках, опустились, подняли ПРАВУЮ руку («отражение» поднимает левую). Потом
оно должно сокращаться. Но учтите, что самое сложное — это не когда соотношение
становится 1:7, а когда «зеркальные» и «не зеркальные» движения даются
вперемежку. (1:1 или 2:1).
3.«Опаздывающее зеркало»
4. «Пишущая
машинка»
5. «Упрямый ослик»
Поэтому истинно застенчивому ребенку, полезно хотя бы
в игре побыть упрямцем. Не бойтесь, он не переймет дурных привычек, а просто
еще немного раскрепостится. Тем более, что ослик по сюжету будет попадать в
смешные и нелепые ситуации. Игра проводится на ширме. Все должно вертеться
вокруг нежелания ослика подчиняться хозяину. Вот он идет навьюченный с базара и
на полпути ложится на дорогу, отказываясь идти дальше. Вот он увидел аппетитную
колючку и бежит к ней, не поддаваясь на уговоры хозяина. А потом молчит, когда
надо закричать, и наоборот, кричит, когда надо замолчать, и т.п.
Поинтересуйтесь мнением ребенка (но не в самом начале игры, а немного погодя),
добрый ли у ослика хозяин, не слишком ли он нагружает ослика разными заданиями.
Может быть, ослик просто устает и потому упрямится? Меняйтесь в процессе игры
ролями.
6. «Дочки-матери»
7. «У кого больше доводов?»
Примеры утверждений:
- Читать полезно, (потому что...).
- Ссориться плохо, (потому что...).
- Уроки лучше делать побыстрее.
- Лучше иметь много друзей, чем мало.
- Иметь собаку — это здорово!
- Пятерка лучше четверки.
8. «А это как сказать?»
- Хорошо иметь кучу денег (кто-нибудь наверняка
упомянет про воров и мафию, а ребенок постарше, особенно любящий читать,
вероятно, вспомнит достаточно распространенный в литературе мотив переживаний
богатых людей, подозревающих окружающих в том, что они любят не его самого, а
лишь его капиталы).
- Хорошо всегда выигрывать.
- Когда тебе делают замечания, это неприятно.
— Сидеть дома одному скучно.
- Взрослые всегда правы.
- Смотреть телевизор вредно.
10. «Хитроумный спорщик»
Скажем, высказывание «Читать полезно» вовсе не будет
восприниматься как аксиома для людей с сильной близорукостью (а еще смотря
какие книжки читать, а еще смотря в какое время - чтение в час ночи принесет
ребенку больше вреда, чем пользы!).
Ссориться, конечно, плохо, но поссорившись с
человеком, который обижал или вас или вашего друга, вы будете чувствовать себя
правым. И с уроками вообще-то лучше покончить побыстрее, но если они будут
сделаны шаляй-валяй, вряд ли это вызовет восторг у учительницы. А четверка по
русскому лучше, чем пятерка по физкультуре. По крайней мере, это мнение
подавляющего большинства родителей. И с собакой все не так однозначно...
11.«Покажи себя»
Игры на формирование доверия и уверенности в себе
1."Гусеница"
Почти всегда партнеров не видно, хотя и слышно. Успех
продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с
действиями остальных участников. "Ребята, сейчас мы с вами будем одной
большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь
цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного
играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками
до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит
свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы
должны пройти по определенному маршруту". Для наблюдающих: обратите
внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".
2."Смена ритмов"
Если воспитатель хочет привлечь внимание детей, он
начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три,
четыре... Дети присоединяются и тоже, все вместе хлопая в ладоши, хором считают:
раз, два, три, четыре... Постепенно воспитатель, а вслед за ним и дети, хлопает
все реже, считает все тише и медленнее.
3."Зайки и слоники"
"Ребята, я хочу вам предложить игру, которая
называется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем
зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает?
Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается,
старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся" и
т.д. Дети показывают. "Покажите, что делают зайки, если слышат шаги
человека?" Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т.д. "А что
делают зайки, если видят волка?". Педагог играет с детьми в течение
нескольких минут. "А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными,
смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны.
А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним
и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что
делают слоны, когда видят тигра... " Дети в течение нескольких минут
изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в
круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
4."Волшебный стул"
В эту игру можно играть с группой детей на протяжении
длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю"
имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого, надо
изготовить корону и "Волшебный стул" — он должен быть обязательно
высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен,
а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не
должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в
середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении
всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне.
В конце игры можно предложить детям придумать разные
варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать
что-то хорошее о короле.
5."Поссорились два петушка"
Процедура игры. Звучит веселая музыка (А. Райчева
"Поссорились два петушка"). Дети двигаются по типу "броуновского
движения" и слегка толкаются плечами.
Примечание. Не разрешается, чтобы удары детей были
слишком сильными и болезненными. Дети обязательно должны играть, "по
правде,", и одновременно держать символизм игры ("понарошку").