четверг, 8 июня 2023 г.

 Как научить ребенка любить книги?


- Не хочу читать, а хочу мультик смотреть и в телефоне играть! - настаивает ребенок. И усталые после рабочего дня родители вновь откладывают чтение на завтра. Ничего страшного? Может быть…
Действительно, а зачем современным детям книги? Это раньше книга была почти единственным источником информации и одной из самых лучших форм отдыха. А сегодня? Море информации и развлечений затопляет нашу психику с экрана телевизора, телефона и планшета. А движущаяся картинка всегда лучше неподвижной, т.к. создает иллюзию живого общения, избавляя нас от одиночества. Нажал кнопочку и шквал чужой радости, страха, надежды и отчаяния врывается в твою жизнь, отвлекая от повседневности. Сколько страниц книги надо прочитать, чтобы получить тот же наплыв эмоций?
Но проблема в том, что культура (книги, художественные фильмы, искусство) формируют личность человека, особенно в детстве. Хотите убедиться? Вспомните 5 ваших самых любимых сказок. Если не удается, добавьте рассказы и фильмы. Запишите их, начиная с той, которая нравилась в детстве больше всего. А напротив каждой напишите того героя сказки (рассказа или фильма), которому вы особенно сочувствовали в детстве. Психология утверждает, что эти сказки влияют до сих пор на ваше поведение. В социуме вы иногда ведете себя как герой самой первой сказки. Например, если это Буратино, то в социуме вы искатель приключений и иногда суете свой длинный нос туда, куда вас не просят. Считается, что герой второй сказки определяет ваше поведение в семье, например, если это Золушка, то в семье вы будете всех обслуживать, если Принцесса на горошине, то будете капризничать и т.д. Герой третьей сказки повлиял на ваши отношения с мужчинами (женщинами), например, если это Русалочка, то ваши отношения с противоположным полом могут складываться достаточно трагично, а если Синяя борода, …. то ни одна женщина вам не угодит! Четвертая сказка показывает отношение к вам окружающих. Если это Гадкий утенок, то именно так вы и чувствуете себя среди людей. А пятая сказка показывает, как вы относитесь к себе. Если даже в 3 сказках из 5 вы обнаруживаете сходные моменты со своей жизнью, это уже не плохое попадание. Согласны? А если хорошо подумать, то найдется и больше похожего….
А теперь представьте себе, что сейчас на формирование личности наших детей влияют современные западные мультфильмы, где какой-нибудь таракан-робот, сиреноголовый или кисимиси беременеет от своего брата булкой хлеба (это реальный сюжет мультфильма, который не я придумала). Так психике наших бедных детей и до шизофрении не далеко! Говорят, что по книгам, а теперь еще и по фильмам, дети учатся жизни, учатся понимать людей, мир, себя. Что должны дети думать о себе, мире, людях, исходя из сюжета этого мультфильма?
К сожалению, многие родители находятся под влиянием такой идеи: мы же сами полюбили книги, и они научатся, зачем напрягаться? Может быть, научатся, а может быть и нет. Книга сегодня, особенно хорошая книга, не выдерживает конкуренции с телевидением и интернетом. Почему? Современное интернет-пространство ускоряет детское восприятие. Вы заметили, что они даже старые фильмы или мультфильмы смотреть не могут? Потому, что они для них слишком медленные. А уж книги!
А ведь так хочется, что бы наши дети понимали нас. Что бы были успешнее нас, чтобы росли любящими и широко образованными. А в деле воспитания таких качеств лучше помощника, чем хорошая книга не найти. Что же делать?
Если вы действительно озабочены тем, каким вырастет ваш ребенок, то попробуйте прислушаться к следующим советам специалистов:
Советы для самых маленьких:
- Читайте детям короткие стихи и сказки, интересные не только для малыша, но и для вас.
- Развивайте в играх и в процессе рисования фантазию ребенка, т. к. ребенок должен научится представлять себе все то, что вы ему читаете.
- Обсуждайте прочитанное с ребенком, проводите параллели с жизнью.
- Разыгрывайте спектакли по сказкам. Или посещайте театр.
Когда ребенок начинает читать:
- Читайте вместе с ним.
- Не перегружайте ребенка: он одно слово - вы рассказ.
- Пусть ребенок читает для вас, для любимой куклы или попугайчика.
- Проверьте, понимает ли ребенок то, что читает.
Если ребенок долго с трудом учится читать, или он не понимает смысла прочитанного, то поведите его к невропатологу, т.к. у ребенка могут отставать в развитии некоторые участки мозга.
Для тех, кто постарше:
- Не прекращайте совместного чтения, т.к. книга должна ассоциироваться у ребенка с теплом души родного человека.
- Читайте сами при ребенке.
- Создайте дома библиотеку для себя и ребенка. Пусть ребенок сам рассортирует свои книги и красиво расставит их.
- Попробуйте сделать чтение не наказанием, а ... поощрением. То есть не "ты не будешь смотреть телевизор, если не прочтешь пятьдесят страниц", а "когда ты станешь хорошо себя вести, я разрешу тебе немного почитать".

Если ребенок уже вырос, а читает мало:
- Общайтесь со своим ребенком, изучайте его интересы и предлагайте ему книги в соответствии с этими интересами.
- Начинайте читать ему книгу и в самом интересном месте вдруг уходите по срочному делу, положив книгу у кровати с закладкой.
- Прячьте от ребенка книги со словами: «Это тебе еще рано, не поймешь».
- Если у ребенка мало времени дополните его библиотеку аудиокнигами.
- Обращайте внимание на то, что именно смотрит или читает ребенок, если сюжет вам не нравится, то обсудите его с ребенком. Пусть он знает ваше отношение к этому. Только не поучайте слишком усиленно…

Консультацию подготовил педагог-психолог Дроботенко Е.Н.