среда, 12 сентября 2018 г.

Традиции Кубанского казачества

Традиции кубанского казачества

Кубань — это уникальный регион, в котором на протяжении двухсот лет взаимопроникали, взаимодействовали и формировались элементы культур разных народов, включая южнорусские и восточноукраинские.

Домостроение. Событие, очень важное для каждой казачьей семьи, и дело, в котором принимали активное участие многие жители «кутка», «края», станицы. При закладке дома проводили специальные обряды: прямо на место строительства бросали перья и клочки шерсти домашних животных («чтобы все водилось»), а брусья, на которые потолок настилался, поднимали на цепях либо полотенцах («чтобы не было пусто в доме»).

При строительстве жилья также были свои традиции и обряды. К примеру, в стену, в передний угол, вмуровывали крест из дерева, дабы призвать благословение на обитателей.

Внутреннее убранство хаты. Зачастую в доме казака две комнаты: вылыка (великая) и малая хата. Центральным местом считали «божницу» («красный угол»). Оформляли ее в соответствии с традициями и обрядами в форме киота с иконами, которые украшали рушниками. Последние обшивали кружевами с обоих концов. На полотнище вышивали узоры гладью или крестом.

Казачий костюм. Утвердилась форма к середине XIX столетия. Это были темные шаровары, черкеска из черного сукна, башлык, бешмет, папаха, зимняя бурка, сапоги. В начале XX века бешмет и черкеску заменили гимнастеркой, папаху — фуражкой, а бурку — шинелью.

Женский же костюм состоял из ситцевой кофточки (кохточки) и юбки. Кофточка непременно была с длинным рукавом. Ее отделывали тесьмой, нарядными пуговицами, кружевами.

Казачья пища. Семьи питались пшеничным хлебом, а также продуктами рыбо- и животноводства, садо- и овощеводства. Казаки любили борщ, галушки, вареники. Жители Кубани умело солили, варили и вялили рыбу. Они употребляли мед, изготавливали вино из винограда, варили узвары и варенье, засаливали и засушивали фрукты на зимний период.

Семейный быт. Традиционно семьи были большими. Связано это с повсеместным распространением натурального хозяйства, и с постоянным недостатком рабочих рук, и даже с непростой обстановкой сурового военного времени. Женщина заботилась о стариках, воспитывала малышей, вела хозяйство. В семьях казаков часто было по пять — семь детей.

Обряды и праздники. Казаки отмечали Рождество, Пасху, Новый год, Троицу, Масленицу. Бытовали разные традиции: родильные, свадебные, крестины, проводы казака на службу и так далее.

Свадебные обряды требовали соблюдения множества строгих правил. Категорически нельзя было устраивать торжество в пост, а можно — осенью и зимой. Нормальным считалось вступление в брак в возрасте 18–20 лет. Молодые люди не имели права выбора: все решали родители. Сваты даже могли прийти без жениха, лишь с принадлежащей ему шапкой. В таких случаях девушка впервые видела своего будущего мужа прямо на свадьбе.

Устная разговорная речь. Она весьма интересна, поскольку является смесью русского и украинского. Кроме того, в ней присутствуют слова, заимствованные из языков горцев. Этот колоритный сплав полностью соответствует духу и темпераменту казаков. Речь их щедро украшалась пословицами, поговорками, фразеологизмами.

Ремесла и народные промыслы. Кубанская земля была известна своими сынами — одаренными людьми, настоящими мастерами. Они, изготавливая любую вещь, в первую очередь думали о том, насколько она будет практичной. При этом из внимания не выпускалась и красота предмета. Жители Кубани порой создавали из самых простых материалов (металла, глины, дерева, камня) уникальные произведения искусства.


понедельник, 10 сентября 2018 г.

Праздник День знаний!




Здравствуй День знаний, прощай лето!

Ведущий: Здравствуйте ребятишки! Девчонки и мальчишки
                   Здравствуйте мои друзья вас всех рада видеть я!
                   Подскажите мне ребята:
                   Кто какое время года
                   Больше любят у природы?
                   Здесь другого нет ответа –
                   Лучше всех, конечно…
Дети хором:   Лето!
Ведущий: Можно плавать, загорать,
                   Для венка цветов нарвать
                   В лес по ягоды ходить,
                   Рыбку в речке половить.
                   Слышите, как соловей поёт,
                   Кто-то к нам сюда идёт.
(Под музыку выходит Лето).

Лето:                     Мой вам привет, ребята-дошколята!
Я – Лето красное, я солнышком богато.
Его цветы в моем венке горят,
Цветы живые – это мой наряд.
Ведущий: Любуемся мы все твоим нарядом,
                   Нам можно постоять с тобою рядом
                   И прикоснуться пальчиком чуть-чуть…
                  Тебе мы рады, лето, с нами будь.
Лето. Ребята, а вы умеете отгадывать загадки?
Дети.  Да
Лето. Сейчас проверим.
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка,
Был цветок – и нет цветка!
(Одуванчик.)
                             
                              Посмотрите, у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка…
(Роза)

На лугу и в поле
Мы его встречаем,
Лепесточки белые
Мы на нем считаем.
Сердцевинка желтая
У цветка того,
Будто крошка-солнышко
Собралось в него.
(Ромашка.)

Ведущий: Да, хороши твои цветы, Лето.
Лето: Конечно, когда я прихожу, все кругом зеленеет, цветет, летают птицы бабочки.

Танец «Бабочка»

Лето: А я знаю, что у вас сегодня праздник День Знаний. Все старшие ребята пойдут в школу. И у меня забот много в последний день лета: урожай помочь собрать и поручения для Осени передать. А с вами ребята я прощаюсь, до следующего года!! До свидания, ребята!!

(Лето уходит)

Ведущий: До встречи!! Давайте и мы с вами отправимся в страну Знаний? Но для этого нужно быть очень дружными.  Давайте проверим вашу дружбу и поиграем в одну замечательную игру, которая называется «Мои друзья». Если вы согласны с тем, что я вам буду говорить, отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья!»

Словесная игра «Мои друзья»

Ведущая: Кто пришел к нам в детский сад и с друзьями встрече рад?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
Ведущая: Кто проснулся утром рано и умылся сам под краном?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
Ведущая: Кто открыл сегодня краски, книжки новые, раскраски?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
Ведущая: Кто с игрушками играл и на место их убрал?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
Ведущая: Кто сломал сегодня стул, в лужу девочку толкнул?
(Дети молчат)
Ведущая: Кто мечтает подрасти, в школу поскорей пойти?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья!
Вед.: Вы действительно очень дружные. В стране знаний живет один сказочный герой…
      С Букварём шагает в школу деревянный мальчуган.
                 Попадает вместо школы в деревянный балаган.
                 Как зовётся эта книжка? Как зовётся сам мальчишка?
ДетиБуратино! Золотой ключик! (В зал входит Буратино).
Буратино: Буратино – это я!
Ребята, у вас сегодня праздник? Вы собираетесь в страну Знаний? А вы знаете, чтоб туда попасть нужен золотой ключик. Значит, Золотой ключик у вас?
Ведущая: К сожалению, ключика у нас нет.
Выходят лиса Алиса и кот Базилио. 
Буратино пятится назад и прячется за ведущего.

Алиса: Посмотри, Базилио, сколько народу, наверно, здесь праздник
Кот: Прекрасно, как раз наедимся, а то кушать уж очень хочется!
Ведущая: Здравствуйте, кот Базилио и лиса Алиса, сегодня у наших детей праздник, день знаний.
Базилио: Да вы глупые совсем,
                 Знания то вам зачем?
                 Я от знаний и от книжек
                 Стал горбатым и слепым.
                 Вы скажите мне, ребята,
                 Кто желает быть таким?
Лиса: Рано утром просыпаться,
           Быстро в садик собираться,
           Целый день считать, писать,
           Рисовать, лепить, читать.
Вед.: Наши дети любит узнавать что-нибудь новое, чтобы стать умными.
Тут кот и лиса замечают Буратино.

Базилио: Здравствуй, здравствуй, Буратино!
Лиса Алиса: Здравствуй, мальчик наш любимый!
Базилио: Ты для нас как сын родной!
Лиса (замечает ранец) Буратино, дорогой, а что это у тебя за спиной?
Буратино: Это – портфель.
Лиса: А что в нём лежит? Может, золотые монеты?
Кот: А, может, колбаса?
Вместе: Покажи нам, миленький Буратино, что у тебя в ранце?
Буратино:
Новый дом держу в руке,
Двери дома на замке.
А живут в доме том,
Книжки, ручки и альбом!
Я очень хочу стать умненьким и благоразумненьким!
Алиса ходит вокруг Буратино:

Алиса: Умненький Буратино! Благоразумненький Буратино, должно быть ты свалился с луны. Ну, зачем тебе учиться? 
(отбирает у Буратино портфель)

Базилио: Пойдём с нами в страну Дураков.
Буратино: Нет, мне нужно найти ключик в страну Знаний.
Алиса (переглядывается с Базилио): Ой, а мы видели в лесу сундук, в нем и лежит этот ключик, мы покажем его тебе.
Алиса и Базилио уводит Буратино, взяв под руки.
Появляется Мальвина.

Мальвина: Я услышала, что у вас сегодня День Знаний. Всё у вас, друзья, в порядке? Есть и ручки и тетрадки?
Дети: Да
Мальвина: Молодцы, ребята! Вы готовы к обучению! А я  ищу мальчика по имени Буратино. Он должен пойти в школу. И мне необходимо ему помочь!
Вед.: Знаешь, Мальвина, а ведь Буратино был здесь. И мы его видели, правда, ребята?
Дети: Да!
Мальвина: Так, где же он?
Ведущая: Хитрые разбойники, кот Базилио и лиса Алиса, увели его в лес.
Мальвина: Какой наивный и доверчивый наш Буратино! Что же теперь делать?
Вед.: Не нужно так волноваться, Мальвина! Ведь Буратино умненький?
Мальвина: Да!
Ведущая: Благоразумненький?
Мальвина: Да!
Вед.: Значит, он обязательно вернётся!
Ведущая: Ну, конечно, вернётся, ведь в сказках всегда происходят чудеса!
Буратино возвращается грустный.
Мальвина: Мы очень рады, Буратино, что ты вернулся. Буратино, что с тобой случилось?
Буратино: Кот Базилио и лиса Алиса обманом отобрали у меня сундук, и мне не удалось найти ключик.
Звучит музыка.
В зал входят Кот Базилио и Лиса Алиса и выносят чемодан.

Буратино: Вот эти обманщики, а ну верните чемодан.
Кот и Лиса: Ни-ни, нам он самим нужен! (В сторону). Только на этом чемодане замок и  мы не можем его открыть. Что делать?
Мальвина рассматривает чемодан.

Мальвина: Чтоб открыть замок, надо выполнить задания. Давайте так, если вы отгадаете, чемодан ваш, а если мы, чемодан придётся вернуть Буратино.
Кот и лиса (друг другу) Да эти малявки ничего не знают. Мы согласны.
Мальвина передает книжку ведущему

Вед.: 1) Есть в доме уголок,
              Там живут игрушки:
              Лев, слон и носорог,
    Кукла и лягушка.
    Сколько игрушек живет в уголке? (5)

Кот и Лиса: Это будет, это будет что-то около шести.
Ведущая: Дети, правильный ответ?
Дети: Нет! Будет «5».

2) Семь веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один из них устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди,-
Сколько мишек впереди? (6)
Кот и Лиса выкрикивают разные ответы

3) По дороге пять мышат
В школу весело спешат.
И у каждого под мышкой-
По одной учебной книжке.
Сколько новых книжек
У прилежных мышек. (5)
Кот и Лиса показывают ответ на пальцах.

Вед.: У вас, Базилио и Алиса, нет никаких способностей к математике, а вы, ребята - молодцы, не напрасно вас учили.
Алиса: Так не честно, дайте нам еще какое-нибудь задание.
Ведущий: Хорошо, давайте проверим, знаете ли вы, что нужно для учебы.
Сможете, например, собрать портфель?
Алиса и Базилио делят школьные принадлежности.

Алиса: Это тебе, а это мне, это опять мне и снова мне, и ещё мне.
Все вещи остаются у Алисы. Кот злится и отнимает у Алисы все, начинает делить сам.
Базилио: Ну ты, Алиска, хитрая, давай я лучше делить буду. Это тебе, а это мне, это опять мне и снова мне, и ещё мне.
Все вещи остаются у Базилио. Базилио и Алиса начинают ругаться и ссориться.
Ведущая: А наши ребята знают, как правильно собрать портфель.

Игра «Собери портфель».

Под музыку входит Карабас Барабас.

Карабас: Я ребята Карабас, по прозванью Барабас! Слышал я, что вы собираетесь в страну Знаний? Дети, не ходите туда. Там вас ничему хорошему не научат. Давайте лучше я буду вашим наставником и учителем. Ведь не зря я профессор и доктор кукольных наук (помахивает плёткой). Я вас быстро всему научу.
Ведущий:  Нет, нет, подожди Карабас. Не надо нас ничему учить. Наши дети и так все знают. Наши дети умные разумные….
Карабас: Ах так, раз вы такие умные, то я сделаю так, что вы в свою страну Знаний не попадете. Потому что ключик от страны Знаний – вот он, я не мог позволить этим прохвостам забрать его (показывает ключик).
Кот и Лиса заглядывают в сундук, а он пустой.

Алиса и Базилио: Обманули, украли.
Карабас: Но я его никому не отдам.
Вед.:  Уважаемый Карабас Барабас! Мы с ребятами вас очень просим. Отдайте нам пожалуйста ключик! А наши ребята тебе стихи прочтут.
Карабас: Не хочу!
Вед.:  Станцуют.
Карабас: Не хочу!
Ведущая:  Я кажется знаю мы тебя повеселим, и песенку тебе споём.
Карабас: Не хочу!
(почесал затылок)

Карабас: Ой. Придумал! Если ваши дети сильные, спортивные и ловкие, тогда отдам.
Ведущая: Конечно, наши дети умеют все. Посмотри их спортивный номер.
Спортивный танец «Дорога к солнцу».

Карабас: Ну ладно, уговорили! Забирайте свой ключик! (отдает ключик Ведущему).
Буратино: Ребята, смотрите, ключик у нас! И теперь Дверь в страну Знаний для вас всегда открыта!
Алиса: А мы сможем учиться в стране Знаний? Мы тоже хотим быть умными и воспитанными.
Ведущий: Конечно, у вас все получится.
Карабас: Раз я вам ключик отдал, в страну Знаний попали, то повеселите еще раз меня с моими куклами. Буратино, Мальвина, давай станцуем наш любимый танец с ребятами вместе.
Флешмоб «Буратино».

Вед.: Дорогие ребята мы поздравляем Вас с новым учебным годом, желаем вам учиться и не лениться! Слушаться взрослых, расти счастливыми и здоровыми
Все герои: Нам всем пора прощаться. До новых встреч, ребята!
(Герои уходят).