Консультация для родителей «Песочные игры»
Уважаемые родители!
1. Игра с песком - одна из форм естественной деятельности
детей.
Она доставляет удовольствие детям. Это необычная техника,
благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и
небольших фигурок. При этом ребенок выражает на песке то, что спонтанно
возникает у нее в сознании.
Создавая сам свой мир на песке, ребенок чувствует себя
волшебником, она не боится что-то менять, ломать старое или строить новое. В
работе с песком все проще: если сделал что-то не так, проведи ладонью по песку
и начни сначала.Песочные игры не только интересные, но и полезны.
Игра с песком
эффективна в работе с дошкольниками с задержкой психического развития, для
детей с нарушением речи. Перенос традиционных педагогических занятий в
песочницу дает более воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные
формы обучения.
Во-первых, развивается мелкая моторика пальцев рук при
манипуляциях с мелкими предметами, фигурами, песком.
Во-вторых, развивается творчество, фантазия, когда ребенок
придумывает целый мир на песке.
В-третьих, развивается речь, потому что часто игра
сопровождается комментариями, историями, диалогами.
В-четвертых, развиваются коммуникативные и социальные
навыки, когда ребенок играет не одна, она взаимодействует с партнерами по игре.
В-пятых, развивается эмоциональная сфера, потому что в игре
находят воплощение ситуации, волнующие ребенка, развиваются психические
процессы: восприятие, внимание, память, мышление.
Именно поэтому мы предлагаем Вам, уважаемые родители,
сделать мини-песочницу дома, или играть с ребенком в песочнице на улице в
теплое время года. (Играть с ребенком в песочные игры дома или на улице в
теплое время года)
2. Как сделать песочницу дома?
Для домашнего использования можно взять небольшой деревянный
или пластмассовый ящик (коробку, поднос). Песком заполняется 1/3 ящика. Перед
использованием песок нужно просеять, промыть и прокалить в духовке.
Материалы и предметы, используемые для игры:
- вода, сито для песка, формочки, фигурки людей и животных;
сказочные герои: добрые и злые.
природные объекты:
камни, куски дерева, сухие растения, желуди, семена, перья и т.п.;
- игрушечные предметы быта, мебель, посуда, транспорт;
- объекты окружающего мира: дома, заборы, мосты, ворота и
т.п.;
пластмассовые и
деревянные буквы и цифры, геометрические фигуры;
3. Мы предлагаем вам несколько игр с песком для детей
старшего дошкольного возраста:
- Во-первых, рассмотрим игры, направленные на развитие
мелкой моторики рук и тактильной чувствительности.
Давай сначала смочим песок
Игра «Следы»:
- Упражнение «Идут медвежата» - сначала кулачками будем
нажимать на песок, теперь ладошками, нажимаем с силой;
- Упражнение «Прыгают зайцы» - будем ударять по поверхности
песка двумя пальчиками, движемся в разных направлениях; теперь тремя
сгруппированными пальчиками (потом 4 и 5 пальчиками)
- «Ползут змейки» - сначала расслабленными пальчиками
(показать) сделаем поверхность песка волнистой; а теперь пальчики напряжем (в
разных направлениях). А теперь выполним упражнение ребром ладони.
- «Бегут жучки» - двигаем всеми пальчиками, как бегают
насекомые; можно погружать ручки полностью в песок, они касаются друг друга,
как бы «жучки здороваются»;
- «Ожерелье для мамы» - из чего делают бусы? (из бусинок). А
на что нанизывают бусинки? (На ниточку). Нарисуй пальчиком ниточку и бусинки.
Выложи бусинки из камней и фасоли.
(Уважаемые родители, таким образом можно предложить ребенку
выложить любую фигуру, букву или предмет по желанию ребенка, используя любой
подручный материал).
А теперь предлагаем математические игры с песком:
- «Сколько?» - я спрятала в песке предметы, найди считай их
и отметь соответствующей цифрой (7 каштанов, 8 желудей)
- «Соседи» - соседи - это те, кто живет по соседству, рядом.
Помоги цифре 4 найти своих соседей. Проведи дорожки пальчиком.
- «Геометрическая мозаика» - выложи из мозаики фигуры:
квадрат, прямоугольник, ромб. Как эти фигуры можно назвать?
(Четырехугольниками) Почему? Сколько сторон у любого четырехугольника? У какой
фигуры есть 3 угла и 3 стороны? Нарисуй ее. Нарисуй фигуры, которые не имеют
углов.
(Уважаемые родители, геометрические фигуры, цифры можно
преподавать, рисовать по образцу, по памяти, или словесными указаниями
взрослого)
Сейчас предлагаем игры по обучению грамоте и речевого
развития:
- «Кто спрятался?» - необходимо найти в песке фигурки и
назвать первый/последний звук в слове; (Тянуть звук)
- «Веселые превращения» - нарисуй букву Р, а теперь попробуй
ее превратить в букву В, а ее в Ь - Б - Д - Т;
- «Угадай» - я закрою глаза, а ты спрячешь в песке какое-то
животное. Подскажи мне, что ты спрятал. Загадай загадку. Не забудь назвать
части тела животного, что умеет делать, где живет, какую пользу приносит людям.
(Уважаемые родители,
при выполнении этого упражнения сначала вместе с ребенком рассмотрите животное,
составьте о нем предложения, дайте образец ответа и загадайте животное сами, а
потом предложите ребенку составить сначала предложения, а потом рассказ -
загадку)
4. Уважаемые родители!
Придерживайтесь следующих правил при организации игр на
песке:
- Подбирайте задачи,
соответствующие возможностям ребенка;
- Выключайте
негативную оценку действий ребенка и его идей;
- Поощряйте фантазию и творческий подход.
Успехов Вам!